• Отделения

    Коррекционно – логопедической и психолого – педагогической службы.

    В научно – практическом центре детской психоневрологии с первого дня ее открытия, т.е. с 1983 года, проводит организованную деятельность коррекционно – логопедическая и психолого – педагогическая служба. В настоящее время служба состоит из высокопрофессиональных специалистов: логопедов, учителей – дефектологов, медицинских психологов, воспитателей и инструкторов по труду.

    В условиях стационара дети от 0 до 18 лет, имеющие нарушения двигательной, познавательной и психо-эмоциональной сферы, получают коррекционно – логопедическую и психолого-педагогическую помощь, а так же консультативную поддержку логопеда и психолога в поликлинике при НПЦ ДП.

    Важнейшим условием успешности коррекционного воздействия является единый психолого-педагогический подход, который может быть обеспечен при наличии персональной ответственности каждого специалиста за работу с конкретным ребенком. Специалисты коррекционно – логопедической и психолого – педагогической службы прикреплены к определенным отделениям центра и работают в тесном контакте с лечащим врачом каждого пациента, привлекая при необходимости других коллег, активно контактируя с неврологами, ортопедами, психиатрами. Мастерство наших специалистов в первую очередь заключается в точной диагностике и правильной постановке задач каждого этапа коррекционной работы.

    Регулярно специалисты отделения коррекционно - логопедической и психолого – педагогической службы повышают свой профессиональный уровень: обучаются на курсах повышения квалификации, посещают семинары и мастер – классы, принимают активное участие на конференциях, а также организовывают внутрибольничные методические объединения и школу для родителей пациентов.

    Особое значение коррекционной помощи в условиях стационара обусловлено тем, что большая часть наших пациентов встречается со специалистами психолого – педагогической направленности впервые только в рамках НПЦ.

    Для комплексного развития детей с заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата обеспечение только медицинской помощи, является неприемлемым. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, лишенный своевременной помощи логопеда, дефектолога, психолога, с каждым годом все больше отстает в познавательном и речевом развитии, упускаются важнейшие сензитивные периоды, перспективы дальнейшего обучения и социальной адаптации в значительной степени суживаются.

    Новорожденные дети с перинатальным поражением центральной нервной системы госпитализируются в специализированное отделение НПЦ ДП уже в возрасте нескольких дней. Логопед совместно с врачом-неврологом проводит обследование ребенка и при наличии показаний, как правило с 4-ой недели жизни, начинаются занятия по развитию ориентировочно-исследовательских реакций, нормализации процесса сосания, формированию ведущей деятельности ребенка первого года жизни – эмоционально-положительного общения со взрослым. Ежегодно более 200 детей грудного возраста получают логопедическую помощь в нашем центре. Одновременно проводится обучение молодой мамы отдельным логопедическим приемам, при необходимости к работе с родителями подключается медицинский психолог.

    В отделениях для детей раннего возраста каждый год обследуются и обучаются логопедами более 1500 детей от 1 до 3 лет. У 92% детей с последствиями перинатального повреждения нервной системы выявляются проблемы познавательной и речевой сферы. Логопедический массаж, стимуляция доречевой и речевой активности, формирование предметной деятельности, развитие коммуникации любыми доступными для больного ребенка средствами – вот неполный перечень задач, которые решает на этом этапе логопед стационара.

    В отделении для детей дошкольного возраста к обучению больных с нарушениями познавательных процессов активно подключается дефектолог. До 500 детей дошкольного возраста ежегодно обследуются дефектологом, посещают индивидуальные и групповые занятия.

    Систематическая госпитализация в центр 2, 3, а иногда и 4 раза в год на протяжении дошкольного детства приносит свои плоды: ребенок многократно и всесторонне обследован, в течение нескольких лет специалистами прослежена динамика его развития, осуществлен ряд коррекционных программ, подготовка к школе. Все это позволяет специалистам медико-педагогической комиссии повысить точность прогноза, определить оптимальную для ребенка программу школьного обучения.

    В отделениях для детей школьного возраста ежегодно получают психолого-педагогическую помощь до 1500 детей и подростков с ДЦП, последствиями черепно-мозговой и спинномозговой травмы. В школьных отделениях многократно возрастает роль психолога: дети и их родители учатся жить в этом мире, планируя свое будущее. Учителя, психологи, воспитатели знакомят детей с теми видами трудовой деятельности, где востребован труд инвалидов (этот перечень официально утвержден и содержит около 330 специальностей). Проводимая в больнице работа по профориентации помогает подросткам определить будущую профессию с учетом состояния здоровья, интеллектуальных, эмоционально-волевых возможностей и, конечно, в соответствии с интересами и склонностями.

    Педагоги-воспитатели отделений стационара формируют у детей и подростков навыки самообслуживания и социально-бытовой ориентировки, организуют игры, праздники, дискотеки, показ кинофильмов в актовом зале. Пребывание в больнице – порой единственная возможность для этих ребят пообщаться со сверстниками, получить новые, яркие впечатления. Соблюдение требований охранительного режима и в то же время создание вокруг ребенка информативной, развивающей среды – вот те условия, которые настойчиво формируются в клинике усилиями медиков, педагогов с обязательным привлечением родителей наших пациентов. И, конечно, основа основ – повседневная забота о ребенке, тщательный уход, внимание, тот дух гуманизма, любви, терпения, без которого немыслимо ни лечение, ни обучение, ни воспитание ребенка с тяжелым недугом.

    Ежегодно до 1200 детей проходят обучение в ГКОУ города Москвы «Школа «Технологии обучения». Школа располагается в здании клиники, что позволяет посещать занятия даже детям с тяжелыми двигательными нарушениями, не имеющим такой возможности по месту жительства.

    В отделении трудотерапии дети дошкольного и школьного возраста могут ознакомиться с различными видами ручного и творческого труда, попробовать свои силы в рисовании, лепке, вышивании, выжигании по дереву, бисероплетении и т.д. Результат усилий маленьких художников – яркие выставки детского творчества, как персональные, так и тематические, вызывающие настоящий восторг и удивление как у сотрудников клиники, так и у наших гостей.

    Мы не прощаемся с нашими пациентами, когда они достигают совершеннолетия. Продолжается активное общение с ними, они остаются «нашими» детьми на долгие, долгие годы. Больница по праву гордится ребятами (а таких среди выпускников нашей школы около 40%), которые поступают в МГУ, МГИМО, педагогические и медицинские университеты, Московский государственный социальный университет и другие высшие учебные заведения. Не менее значимы для нас и те случаи, когда дети-инвалиды учатся в средних профессиональных учебных заведениях, в том числе и коррекционных. Главное, чтобы наши пациенты могли в дальнейшем трудиться по выбранной специальности, чувствовали удовлетворение от своей работы и жизни.


    Возврат к списку