Новости

  • РЕЧЕВОЙ СЛУХ 10.02.2020

    РЕЧЕВОЙ СЛУХ

    Речь – это очень сложный процесс, в котором можно выделить два взаимодействующих механизма: внутренний и внешний.

    Внешняя речь – это собственная речь ребенка. Она развивается на базе внутренней речи. Ребенок пытается воспроизводить звуки языка и слова, которые слышит со стороны. Его речевой слух оценивает результат и, если подражание оказалось неудачным, ребенок продолжает искать новые, более точные способы произнесения. Так он постепенно учится говорить.

    Внутренняя речь – это понимание речи. Оно формируется благодаря речевому слуху.

    Речевой слух (фонематический слух) - это способность различать отдельные звуки речи между собой в речевом потоке. В результате этой способности ребенок начинает узнавать, понимать слова, их значение и отличать их друг от друга.

    Речевой слух у ребенка начинает формироваться с первого месяца жизни, когда он слышит голос мамы и перестает плакать. В дальнейшем ребенок поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами. С появлением лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию взрослого, пытается подражать. При этом многократное повторение слогов закрепляет навык артикуляции услышанных речевых звуков.

    Речевой слух является базой для дальнейшего развития звукопроизношения и осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Он соотносит и сопоставляет слышимые звуки с их эталонами. Благодаря этой способности, ребенок начинает различать гласные и согласные звуки, дифференцировать согласные звуки по твердость-мягкости, глухости-звонкости и т.д.

    Благодаря фонематическому слуху человек способен:

    • слышать данный звук в слове
    • различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности
    • различать близко звучащие, но разные по значению слова.

    Нарушение речевого (фонематического) слуха ведет к тому, что ребенок не различает близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Слова с этими звуками не понятны ребенку, он путает их значение, различные предлоги и безударные окончания ребенок не слышит, страдает понимание обращенной речи.

    Фонематический слух, являясь врожденной способностью у людей, становится базой для формирования фонематического восприятия: анализа и синтеза.

    Фонематическое восприятие это умственное действие, по выделению и различению фонем (звуков), по определению звукового состава слова. Этому ребенка надо целенаправленно обучать: определение позиции звука в слове (первый, последний, средний), последовательности звуков (какой за каким звуком стоит), количество звуков в слове и т.д. При сохранном речевом слухе обучение фонематическому анализу и синтезу проходит без особых проблем, что способствует дальнейшему обучению письму и чтению.

    Важность речевого слуха в развитии речи ребенка трудно переоценить. Речевой слух является основой для таких умений ребенка, как:

    • Дифференциация схожих по звучанию фонем (фонематический анализ и синтез)
    • Дифференциация одинаковых звукокомплексов, слов, фраз по высоте, силе, тембру голоса
    • Нормативное звукопроизношение
    • Управление фонацией (темп речи, громкость, высота голоса, интонация)
    • Развитие и овладение лексико-грамматическим строем речи
    • Нормативное освоение письма и чтения

    Возврат к списку